На мой взгляд, Артём Ольховик, руководитель отдела маркетинга Whitewill, построил весьма эффективную машину лидогенерации. Но к сожалению, чудес не бывает. По моему, вполне возможно, ошибочному мнению, чтобы продать элитной московской недвижимости на 1-1.5 миллиарда нужно потратить как минимум 10-15 млн.руб. на продвижение и рекламу (а можно и в разы больше). Компания Whitewill известна своим агрессивным присутствием в сети интернет, у этого агентства очень много маркетинговых активностей. Контекстная реклама в поисковиках, таргетированная в соцсетях, и даже журнал - удовольствия небесплатные.
Еще раз, рекламные расходы Whitewill мне неизвестны. Примерно посчитать их можно разными способами. Опишу один из возможных, но неточных и небезупречных. По состоянию на 2020 год в компании, согласно данным официального сайта, трудилось 25 брокеров. Предположим, что каждый из них в день получает 6 «хороших» лидов (на самом деле много больше, но очень значительная часть лидов отбраковывается). Каждый «хороший» лид стоит, например, 2.5 т.р. - эта цифра достаточно условная, хотя вот Алексей Аверьянов (Vesco Realty) оценивает стоимость лида в 5 т.руб. Предположу, что команда Whitewill делает почти невозможное и сокращает-таки стоимость лида до вышеуказанных 2.5 т.руб. Дальше арифметика простая 25 брокеров * 6 лидов * 30 дней * 2.5 т.руб. = 11.2 млн.руб.
Далеко не все лиды становятся просмотрами, а просмотры сделками. Бизнес агентства сложный, очень часто клиент старается на любом этапе убежать за необходимым ему продуктом напрямую к девелоперу, чтобы получить скидку или просто так, по привычке. Много клиентов, которые «хорошо звучат» по телефону, по факту оказываются и не клиентами вовсе по причине сложных жизненных ситуаций, непроданных квартир и т.д. Есть и любимые всем рынком городские сумасшедшие. По сути Whitewill продает клиентам услугу подбора, а тут как раз очень важно качество этой услуги и развитие методов удерживания клиентов. Скрипты, crm-системы, обучение, приписанные бизнес-процессы - все это нужно для повышения конверсии и снижения стоимости сделки для агентства. К сожалению, быстро снизить рекламные затраты невозможно, это непрерывная борьба, которая, увы, опустошали в 2020 году кассу Whitewill до 4.5-7.5 млн.руб.
Но и это не всё. Комиссию девелоперы платят не сразу, некоторые не особо торопятся, а есть и те, кто вообще может не заплатить за оказанную услугу (случаются разные истории, я вот, например, могу рассказать о личном опыте пяти судов с девелоперами, не выплатившими комиссию). Торбосов писал, о контрагентах, которые задерживали вознаграждение на срок более полугода. Опять же нужно создать резервный фонд на случай форс-мажора и потратить деньги на развитие (в Лондоне, например). Я не знаю, сколько лично Торбосов ежемесячно уносил из компании в качестве зарплаты, предположу, что эта цифра варьировалась в 2020 году всего от 500 тыс. до 1 млн.руб.
В сухом остатке средняя месячная доходность бизнеса Whitewill в 2020 году , вероятнее всего, составляла около 2-3 млн.руб., а годовая 24-36 млн.руб. Значит, если оценивать компанию как будто бы она продавалась (за 5 годовых дохода), то стоимость Whitewill как бизнеса варьировалась тогда от 120 до 180 млн.руб., а усредненно составляет 150 млн.руб.
Конечно же, единственный учредитель Whitewill, Олег Николаевич Торбосов, не был согласен продавать такой красивый и сексуальный бизнес за 150 млн.руб. Эта корова была явно нужна ему самому, но лично у меня нет никаких сомнений, что бизнес изначально создавался на продажу. Торбосов тщательно насаждал мысль о том, что Whitewill может существовать и без него. Этим потенциальные покупатели плавно подводились к мысли о том, что покупка Whitewill или доли Whitewill не тождественна покупке Торбосова. По состоянию на 2020 год история с открытием филиалов на Кипре, ОАЭ и Англии также выглядела звеньями цепи, ведущей к искусственному увеличению стоимости компании.